В преддверии конференции FORMAT 24-17, которая пройдет в ноябре в Лондоне, Дан Уайтхед размышляет о недавнем приобретении компанией Netflix прав на Big Family Cooking Showdown — формат Voltage — и о возможных последствиях для традиционной модели дистрибуции.
Предсказать план развития Netflix совершенно невозможно. Последние пять лет компания показывала удивительную готовность идти на любые меры для того, чтобы расширить мировое влияние и собрать как можно больше востребованного контента. Приобретение, совместное производство, заказы сезонов — Netflix принимает новые программы на своих условиях, каждый раз наиболее эффективным способом решая возникающие проблемы.
Если Netflix считает, что ситком или документальная программа определенного типа поможет ему привлечь новую или сохранить существующую аудиторию, компания заказывает подобный проект. Когда кажется, что владение кулинарным форматом с легким соревновательным элементом дает конкурентное преимущество в важных регионах, Netflix просто приобретет права на него.
Так случилось c программой Big Family Cooking Showdown, произведенной Voltage по заказу британского BBC, которому нужно было заполнить пустое место после того, как Channel 4 снял The Great British Bake Off с эфира. Netflix может производить локальные версии программ для тех стран, которые он считает перспективными — или делать шоу-гибрид, которое можно выпускать в разных странах. Netflix использовал этот подход, когда запускал Ultimate Beastmaster, свое собственное легкоатлетическое соревнование в духе Ninja Warrior. Показ международных соревнований, ведущим которых был Сильвестр Сталлоне, сопровождался отдельным комментарием для каждого региона.
Заметно, что раньше Netflix избегал приобретения прав на форматы, но чем больше компания вкладывается в развитие развлекательной продукции, тем активнее она будет действовать в этом направлении. И куда бы Netflix ни двигался, Amazon и другие конкуренты последуют за ним.
Netflix может производить локальные версии программ для тех стран, которые он считает перспективными
Что значит эта перемена для традиционного способа продаж прав на форматы, который работал в условиях рынка, разбитого на сегменты? Дистрибьюторам она может принести неожиданную удачу — архивные программы теперь можно приобрести, обновить и выпустить во всем мире при помощи SVOD. Это могло бы быть невероятным прорывом — как было в случае с большинством значительных успехов Netflix в прошлом.
По мнению таких опытных профессиональных наблюдателей, как Марк Робсон из отдела консультирования по разработке программ Grand Scheme Media, многое зависит от того, что стоит за решениями Netflix. «Приобретение форматов — это одно дело, но непонятно, достаточно ли эти форматы оригинальны, чтобы заслуживать внимания абонентов — задается вопросом Марк, — или же они просто расширяют каталог?»
Существующая бизнес-модель строится на возможности продать один формат в различных вариантах разным странам. В безграничном цифровом мире, где работает Netflix, нет необходимости заключения сделок в отдельных странах. В этом новом мире сделки по покупке форматов будут происходить в режиме «один размер для всех»: единовременная глобальная продажа, которая изымает формат из обращения на несколько лет — или даже навсегда.
Поскольку Netflix начинает создавать все больше и больше собственных форматов, именно это станет настоящей проверкой способностей платформы в разработке — таково мнение Робсона, который организует конференцию Format 24-17 для того, чтобы рассмотреть эти и другие проблемы.
«При всех его силе и влиянии, достаточно ли хорошо Netflix разбирается в особенностях региональных аудиторий, чтобы создавать оригинальные форматы, способные заинтересовать различные европейские страны, не говоря уже об остальном мире? Есть риск, что пренебрегая локальными разработками, мы получим глобальный формат без отличительных черт».
В безграничном цифровом мире, где работает Netflix, нет необходимости заключения сделок в отдельных странах
Каким бы ни было будущее, появление глобально мыслящих SVOD-платформ в формат-бизнесе заставит дистрибьюторов и продюсерские компании кардинально пересмотреть управление денежными потоками, что приведет к большим изменениям в структуре сделок. Не надо строить иллюзии — Netflix не будет удерживать себя в рамках старомодных правил продажи ТВ-контента, которые учитывали региональные особенности. Все больше и больше телекомпаний включаются в гонку, запуская собственные потоковые сервисы — идея продавать формат отдельным странам скоро будет выглядеть так же странно, как продажа физических кассет.
FORMAT 24-17 пройдет 30 ноября в лондонском Royal Festival Hall. Конференция приглашает представителей различных сфер индустрии, связанных с разработкой программ. Посетители смогут поучаствовать в мастер-классах и лекциях, а также будут иметь возможность познакомиться с ключевыми британскими заказчиками. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться.